На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я - Женщина

9 600 подписчиков

Символика цвета

Символика цвета опирается на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко довольно простые: зеленое - весна, пробуждение, надежда; синие - небо, чистота; красное - огонь, кровь; желтое - солнце, жизнь; черное - темнота, страх, неясность, смерть. Такая мотивировка имеет в своей основе обыденный опыт, который дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями. Как правило, синий цвет обозначает мышление, желтый - интуицию, красный - волнение, зеленый - функцию восприятия. Но бывает, так что в одном и том же цвете совмещаются противоположные значения, например, желтый - женственности и измена. С другой стороны одному и тому же абстрактному понятию соответствуют различные цвета; ЛЮБОВЬ - материнская - белый, к Богу - синий, к себе - желтый, к любимому - красный, к другу - зеленый, секс - черный.

 

Это можно сказать про максимально насыщенные цвета, т.к. при изменении цвета его символика тоже меняется, так, например красный - активность, страсть при добавлении белого становится розовым, что символизирует нежность. С добавлением черного получается бордовый, который имеет "аморальный" символический смысл.

Самое торжественное сочетание - это белый, красный и позолота. Постоянны и канонизированы значения цветов в геральдики. В приведены металлы и ювелы, соответствующие данным цветам, а также символические значения, которыми геральдика наделяет соответствующие цвета.

 

 

красный

рубин

право
сила
мужество
любовь
храбрость

синий

сапфир

слава
честь
верность
искренность

зеленый

изумруд

свобода
ликование
надежда
здоровье

черный

алмаз

скромность
смерть
траур
покой
постоянство

желтый,
золото

топаз

верховенство
величие
уважение
великолепие
богатство

белый,
серебро

жемчуг

чистота
невинность
мудрость
безмятежность

пурпурный

аметист

высокорожденность
власть
верховенство
достоинство
величие

Черный

Черный - символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглащает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому, и обозначает негативное начало. В христианской традиции черный символизирует горе, оплакивание и скорбь.

Обычай надевать черное в знак скорби и на похоронах прозошел из предрассудка. Люди полагали, что при этом дух умершего не может их узнать и потому причинить им вреда. Вуаль на лице была призвана смутить демонов и не позволить им утащить в ад еще одну душу.

Обычай надевать черную повязку на левый рукав в знак скорби восходит к рыцарским временам, когда дама сердца надевала повязку на руку рыцаря в знак того, что он служит ей. Позднее повязка стала знаком верности по ушедшей супруге.

В Японии черный - цвет радости.

В британском суде квадраты черной материи судья разрывал при произнесении смертного приговора. "Черная смерть" - название эпидемии бубонной чумы, уничтожевшей в 1348 году примерно 25 000 000 человек только в Европе.

Синий

Цвет неба и моря, символ высоты и глубины. Постоянство, преданность, правосудие, совершенство и мир.

В древнем Египте синий использовался для обозначения правды. Синий - цвет Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны).

Широкую темно-синюю ленту имеет Орден Подвязки, высшей рыцарский орден Британской короны. Орден был учрежден в 1348 году Эдуардом III.

Синий - цвет королевской власти и благородного происхождения.

Выражение "голубая кровь" для людей высокого происхождения произошел из убеждения, что вены у испанских аристократов "более синие", чем у простых людей.

Выражение "синий чулок" по отношению к ученой даме восходит к 15 веку, когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занимающихся изучением наук, синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Этот обычай был позаимствован парижскими интеллектуалами в 1590-х годах. Сам термин возник в Англии в 1750 годах.

Синий цвет британской консервативной партии.

В христианстве синий символизирует искренность, благоразумие и набожность.

Зеленый

Зеленый - цвет весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды. Зеленый часто символизирует непрерывность и бессмертие (например, "вечнозеленый").

Зеленый представляет собой смесь желтого и синего. Зеленый связывает природное и сверхестественное. Цвет денег у многих народов - зеленый. С другой стороны, зеленый - цвет банкротства. В некоторых европейских странах банкротов обязывали носить шляпу зеленого цвета. Зеленый флаг в морской символике - символ кораблекрушения.

С другой стороны, зеленый - это знак разложения и плесени. Осирис, покровитель и судья мертвых изображался зеленым. В европейском фольклоре это цвет эльфов (цвет непослушания и проказ).

Зеленый - символ молодости.

Зеленый - священный цвет в Исламе.

Зеленый цвет различных экологических движений ("Зеленые").

Розовый

Смесь белого и красного. Телесный цвет, цвет чувственности. Считается, что розовый цвет вызывает аппетит. Вв время Второй Мировой войны гомосексуалистов в оккупированных нацистами странах обязывали носить повязку с розовым треугольником. Розовый цвет, а иногда - розовый треугольник, с тех времен используется такими движениями, как "Гордость "голобых".

Красный

Красный - это цвет Англии
я не могу выносить его вида.
Наполеон Бонапарт

Красный цвет символизирует кровь, огонь, гнев, войну, революцию, силу и мужество. Кроме того, красный - цвет жизни. Доисторический человек кропил обьект, который хотел оживить, кровью.

В Древнем Риме красный цвет символизировал божественность. Это цвет знати, патрициев и императоров Рима. Символ верховной власти, который позже перешел к кардиналам. После победы римские полководцы красили лицо (в честь Марса) в красный цвет.

Красный флаг в Британском военно-морском флоте существует с 17 века и символизирует "вызов на бой".

Красный флаг использовался во время Парижской коммуны 1817г, в нашей стране во время восстания 1905г, революции 1917г и последующие несколько десятков лет. Термин "красные" часто употребляется по отношению к коммунистам.

Красный - цвет анархии. Сторонники итальянского национального лидера Джузеппе Гарибальди (1807-1882) назывались "краснорубашечниками", так как в знак неповиновения властям носили красные рубахи.

Красная роза - символ любви и красоты. Выражение "красный день календаря" произошло от обычая помечать дни святых и другие церковные даты красными чернилами.

Этот цвет используют для предупреждения об опасности (например, дорожные знаки).

Район, где находятся публичные дома, называется районом "красных фонарей", так как именно такие фонари раньше висели перед подобными заведениями.

Голубой

Голубой, как и белый, - это божественный цвет. Голубой ассоциируется с Юпитером, Юноной, Амоном-Ра, Вишной и другими богами.

В Китае голубой цвет - символ Дао. Священный Путь, принцип сущего.

Как и белый, голубой - это цвет истины, верности, целомудрия и правосудия в христианской традиции.

Светло-голубой цвет - символ непостижимого и чудесного.

Белый

Белый -божественный цвет. Символ света, чистоты и истины. В большинстве стран (в странах Европы, Китае, Египте и др.) белый - цвет траурных одежд. Белыми одеждами умершего посвящали в новую жизнь.

Это цвет радости и праздника.

Противоречивый символ. Сочетающий в себе с одной стороны свет и жизнь, а с другой старость, слепоту и смерть. В Китае белый цвет ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Скандинавская богиня смерти Хель, обитающая в ледяном (белом) мире смерти Хель, имеет мертвенно-белое лицо.

Выражение "белая ворона" известно всем, а вот что такое "белый слон"? Это выражение пришло к нам из древнего Сиама. Чтобы избавиться от неугодного придворного, король Сиама дарил ему большого белого слона. Стоимость прокорма животного быстро разоряла придворного, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, внушительное, но бесполезное приобретение называют "белым слоном".

"Печень цвета лилии" ("белая печень"). Выражение произошло из убеждения, что печень трусов не имеет крови.

"Показать белое перо" - проявить трусость. Выражение пришло из петушиных боев. Было замечено, что петухи с красной и черной окраской вырывают перья из хвостов более трусливых белых петухов. Интересно, что слово "кандидат" происходит от латинского "candidus" ("ослепительно белый").

Белый голубь - символизирует мир, Святой дух.

Белые яйца - сотворение.

Белый флаг - добровольную сдачу, перемирие.

Белый - цвет очищения от грехов, крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и Вознесения.

В алхимии белый цвет связан с ртутью.

Желтый

Символика желтого цвета во многом зависит от его тона. Теплые желтые тона - символ нерушимого брака, а холодные - символ супружеской измены (цвет рогоносцев во Франции).

Желтый цвет - цвет золота, символ солнца и божественной власти.

В греческой мифологии желтый - цвет Аполлона. В Китае желтый - цвет императора. Во времена династии Цин, одежду желтого цвета имел право носить только император.

Кроме того, желтый - это цвет предательства, ревности, трусливости, лжи. В некоторых странах Европы желтым мазали двери домов преступников и предателей. Иуда и Каин обычно изображаются с желтыми бородами. Во время второй мировой войны, в оккупированных нацистами странах, евреям предписывалось носить желтые "повязки позора". Желтый цвет был выбран Гаутамой Буддой как символ смирения.

Желтый цвет - цвет болезни. Желтый крест ставили на чумных домах. Желтый флаг на борту судна обозначал, что на борту есть инфекционные больные. Теперь желтый флаг поднимают, когда хотят сказать, что больных на судне нет (при заходе в иностранный порт). В футболе и в правилах дорожного движения желтый - предупреждение.

 

Цветовые ассоциации

 

Восприятие цвета и эстетическое переживание его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом.

Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:

  • весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые…)
  • температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие…)
  • осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные…)
  • пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие…)
  • акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, свистящие, лающие…)
  • вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые…)
  • возрастные (детские, молодежные, стариковские…)
  • сезонные (весенние, летние, зимние, осенние…)
  • этические (мужественные, сентиментальные, смелые…)
  • эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические…)
  • культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры - от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).

Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи может характеризовать цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет.

Путь образования цветовых ассоциаций подобен образованию условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Возможны также ассоциации архетипические, врожденные. Например, светлые цвета кажутся легкими, а темные тяжелыми. Это ощущает человек даже в раннем детстве, до опыта.

Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций. К качествам могут быть отнесены: однозначность ощущения (т.е. определенность, интенсивность его; устойчивость в пределах большой группы людей).

Многочисленные исследования психологов, а также высказывания художников и поэтов обнаруживают некоторые основные закономерности связи объективных свойств цвета с реакциями, которые он вызывает. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.

Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.

Наиболее однозначные ассоциации: температурные, весовые, слуховые. Самые разные люди оценивают эти качества цвета одинаково. Например, красный всем кажется горячим и громким, а голубой - холодным и тихим. Наиболее неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, эмоциональные, то есть те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью чисто биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же цвета.

Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. Это можно объяснить двойственностью их природы. Желтые и зеленые вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, а вместе с тем в природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением - отсюда и богатство ассоциаций.

Любое "физическое" название цвета можно развернуть в большой ряд оттенков или разновидностей. Например, зеленый - это изумрудный, малахитовый, яшмовый, лиственный, травяной, бутылочный, табачный, болотный, огуречный, салатовый, оливковый, цвет окиси хрома, перманента зеленого, и т.д. При изучении цветовых ассоциаций следует принять именно такой дифференцированный взгляд на цвет. При этом окажется, что восприятие цвета гораздо устойчивее и определеннее, чем это принято считать. Самые сильные эмоции вызывают цвета человеческого тела и его отделяемых (хотя это далеко не всегда осознается). Так, никто не остается равнодушным к розовому - его или любят, или ненавидят. Тончайшие оттенки розового способны вызвать в нас разнообразные эмоции. Так же сильно и определенно действует красный и другие присущие человеку цвета.

Самая обширная область культуры, где не обойтись безассоциаций - названия цветов. Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства. Приведем небольшие списки различных оттенков хроматических и ахроматических цветов, употребительных в русском языке.

КРАСНЫЕ - свекольный, вишневый, бордовый, малиновый, клюквенный, брусничный, багровый, багряный, пунцовый, гранатовый, рубиновый, кровавый, алый, кумачевый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, терракотовый, винный, маковый, червленый, кошениль, медный, рябиновый…

ОРАНЖЕВЫЕ - огненный, морковный, кирпичный, терракотовый, апельсиновый, рыжий, ржавый, медовый, бронзовый, абрикосовый, шафранный…

ЖЕЛТЫЕ - охряный, персиковый, золотистый, янтарный, песочный, соломенный, лимонный, канареечный, сливочный, слоновая кость, телесный, кремовый, опаловый, палевый, бежевый, чайная роза, лютиковый, виноградный, банановый…

ЗЕЛЕНЫЕ - горчичный, табачный, фисташковый, оливковый, хаки, гороховый, болотный, бутылочный, салатовый, малахитовый, изумрудный, цвет морской волны, еловой хвои, полынный, цвет плесени, лишайника, медной патины, купоросный, травяной, кабачковый, фосфорический, лягушечий…

ГОЛУБЫЕ - бирюзовый, аквамариновый, лазурный, небесный, васильковый, электрик…

СИНИЕ - сапфировый, ультрамариновый, кобальтовый, индиговый, кубовый, сливовый, баклажанный, джинсовый…

ФИОЛЕТОВЫЕ - аметистовый, сливовый, сиреневый, лиловый, гиацинтовый, чернильный, Ренессанс, фанданго, экклезиастик, орхидея, вербена…

ПУРПУРНЫЕ - цвет мальвы, кислой малины, давленой вишни, старого бургундского, бычьей крови. Челлини, каприз, пижон, портвейн, рододендрон, Веласкес, гелиотроп, Медичи, Бахус, амарант…

БЕЛЫЕ - СЕРЫЕ - белая ночь, алюминиевый, стальной, цвет шаровый, дымчатый, серебристый, молочный, графитный, лилейный, цвет овсяной муки, яичной скорлупы, перламутровый, жемчужный, альбатрос, свинцовый, цвет пыли, тумана, облака, дымчатый…

ЧЕРНЫЕ - цвет воронова крыла, древесного угля, морёного дуба, антрацита, агатовый, маренго, асфальтовый, тропическая ночь, "сон перед ревизией", "нелётная погода"…

КОРИЧНЕВЫЕ - бурый, торфяной, ореховый, шоколадный, беж, каштановый, цвет истлевающих листьев, Танагра, Пикадилли, эскимо, Кордова, мокассин, красное дерево, кофейный.

Цвето-музыкальные ассоциации

Многие деятели искусств ощущали "звучание" цвета или "окраску" звука. Среди них - композиторы Скрябин, Римский-Корсаков, Дебюсси, художники Уистлер, Лентулов, Кандинский, поэты и писатели Артюр Рембо, Рене Гиль, В. Набоков, В. Хлебников и многие другие.

Процитируем выдержки из книги В. Кандинского "О духовном в искусстве":

  • Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами.
  • Крапплак…вызывает воспоминание о страстных, средних и низких тонах виолончели…
  • Холодно-красное…передается в музыкальном выражении более высокими, ясными, певучими тонами скрипки.
  • Оранжевое…подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту, как человеческому, так и струнному.
  • Ярко-желтый…звучит, как резкая труба, в которую всё сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар
  • Абсолютно-зеленое …мне хотелось бы обозначить спокойными, растянутыми, средними тонами скрипки.
  • Светло-синее подобно звуку флейты, темно-синее-виолончели. Всё углубляясь и углубляясь, оно уподобляется удивительным звукам контрабаса. В глубокой торжественной форме звук синего равен звуку глубокого органа.
  • Фиолетовое…звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное. Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот.

Упомянем также о явлении звуко-цветовых синэстезий. У многих литераторов звуки речи имеют "окраску".

Например, у Артюра Рембо:
А - черный цвет, Е - белый, И - как кровь, У - зелень, О - блестит лазурными цветами…

У Рене Гиля:
У - от черного к рыжему, О - красный, А - розовый, Е - от розового до бледно-золотого, Ю - золотые, И - лазурные.

Исследования цветовых ассоциаций

Различные цвета могут ассоциироваться с личностными характеристиками людей; иными словами, человек приписывает цвету свойства, которыми цвет (по определению) не обладает. Приведем данные экспериментов, проведенных в НИ психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева и опубликованных в книге "Цветовой тест отношений". Авторы работы - Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд и др.

Личностные характеристики цветов

  • Синий - честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный, добрый, спокойный
  • Зеленый - черствый, самостоятельный, невозмутимый.
  • Красный - отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, суетливый, дружелюбный, уверенный, общительный, раздражительный, сильный, обаятельный, деятельный.
  • Желтый - разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.
  • Фиолетовый - несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.
  • Коричневый - уступчивый, зависимый, спокойный, добросовестный, расслабленный.
  • Черный - непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.
  • Серый - нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный.

В другом эксперименте исследовались соответствия цветов различным эмоциям. Получилась "цветовая картина эмоций":

  • Красный - гнев, радость, грусть, отвращение, утомление.
  • Желтый - удивление.
  • Зеленый - удивление и заинтересованность..
  • Синий - грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление и пр.
  • Коричневый - отвращение, утомление.
  • Серый - утомление, грусть.
  • Черный - страх, гнев.

Разброс значений в этом эксперименте был довольно велик, но авторы работы считают результат статистически достоверным.

Заключение: "В ассоциациях здоровых испытуемых действительно существуют сильные и относительно однозначные связи между использованными цветами и основными эмоциональными состояниями, устойчивые к различиям пола, возраста, образования испытуемых".

Источник: http://webdesign.perm.ru/

Взято тут

Картина дня

наверх